Детские истерики – важный и нужный этап становления ребенка как личности. Это норма развития ребенка. Младенцы излагают свои просьбы и требования единственным способом — криком. По-другому они просто не умеют. Малыш, который еще не умеет
говорить, также выражает свои эмоции криком. Ребенок растет,потребности меняются, по привычке он пытается получить желаемое самым доступным и проверенным способом – криком.Поэтому нужно, как можно раньше учить малыша справляться со своими эмоциями и выражать их другим способом, в этом могут помочь сказки и игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта.
Игра в ку-ку (от 1 года)
Закрываем лицо ладошками или платочком и выглядывая весело говорим «ку-ку».
Солнышко и дождик
Игра для малышей 2–3 лет. Она учит ребенка обозначать один предмет с помощью другого. Так, стул или стол будет в этой игре домиком, в который надо спрятаться. Можно использовать в качестве домика круг, очерченный мелом, или угол комнаты. Водящий говорит: «На небе солнышко, можно идти гулять». Ребенок прыгает, бегает, танцует. При словах водящего: «Дождик начинается, скорей домой!» – ребенок должен прибежать в свой домик. Водящий хвалит , если ребенок сделал это быстро.
Злые – добрые кошки (для детей с 3 лет)
Цель: снятие общей агрессии
На полу рядом с ребенком лежит обруч – «волшебный круг» для превращения. Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Взрослый стоящий за кругом,
говорит: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается. Игра повторяется, но уже предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек.
Прятки
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.
Дети обожают прятаться, и эта игра быстро развеселит капризничающего малыша.
Правила очень простые. Ведущий считает до 10, пока участник прячется
.Есть 2 правила:
1. не надо прятаться так, чтобы ребенок вас не смог найти;
2. не стоит находить ребенка очень быстро.
Детский футбол (для детей с 4 лет)
Цель: коррекция страхов, застенчивости, развитие умения чувствовать других
Вместо мяча – подушка. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Качели (для детей с 4 лет)
Участвуют ребенок и родитель. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты. Затем участники меняются местами. Сидящий не должен «цепляться»
ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.
Мешок с капризками (для детей с 4 лет)
Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций
– Посмотри, это не простой мешок – в нем собрались все детские капризы и упрямства. Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать. Давай прогоним капризы, чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно изо всех сил постучать кулаками по мешку.
Злые мыльные пузыри (для детей с 4 лет)
Цель: учить контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник
Ребенка просят назвать ситуации, когда они злятся на кого-нибудь. «Сейчас я научу тебя, как справляться со своей злостью. Закрой глаза и представь, что у тебя в руках трубочка для мыльных пузырей. (ребенок поносит к губам ладони, имитируя соломинку). Медленно
выдыхай, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделай большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделай другой злой пузырь и подождите пока, он исчезнет или лопнет. Пускай пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из твоего тела. Хорошо, теперь открой глаза». Ребенок открывает глаза: «А теперь подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в комнате».
Уходи, злость, уходи! (для детей с 4 лет)
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций
Играющий ложатся на ковер. Вокруг него подушки. Закрыв глаза, ребенок начинает со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем по команде взрослого ребенок
ложится в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежит, слушая музыку 3 минуты.
Выбиваем пыль (для детей с 4 лет)
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций
Ребенку выдается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
“Разговор с руками” (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия, коррекция агрессии.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки —нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами
пальчики.После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение дня или 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные
руки и их хозяина.